вторник, 28 мая 2013 г.

Любовь — это теорема, которую нужно каждый день доказывать


Космонавты для меня всегда были некими  полубогами, людьми из Стругацких. В космонавты берут самых умных, сильных, смелых, преданных и добрых. Иначе в космосе не выжить. Иначе в космосе смерть. 


Федор Юрчихин мило улыбался. Он водил меня по макету МКС и говорил, говорил, говорил ..

"Когда я в космосе, мне хочется домой, когда дома хочется в космос. Наверное, я странник по натуре. Впрочем, это  свойственно мужчине. Помнишь, да, Одиссей вернулся домой после многолетних странствий уставший, изможденный, и уже через несколько дней снова ушел в море.



 

Потом я  тоже ухожу в путешествие не столько ради себя, сколько ради своих любимых. Мне важно каждый раз доказывать своей супруге, что я мужчина, что я настоящий мужчина. Не в смысле в постели, а в смысле поступков, что я еще готов, и не просто готов, что я и могу делать безумные поступки. Она же не просто жена. Она всё для меня, она и две дочки. Помнишь, как Мюнхгаузен говорил в фильме Марка Захарова «Любовь – это теорема, которую нужно доказывать каждый день». Это и моя философия в жизни.   Вот, вспомнил: когда первый раз полетел в космос, после стыковки мы открываем люки, влетаем на станцию, у нас сеанс связь с землей, все начальство сидит, наблюдает за нами в ЦУПе, это транслируют на весь мир. И вот я влетел,   мне дают возможность поговорить с женой, и я прямо кричу ей, что  люблю ее, и она самая лучшая девочка в мире. Ну, не сумасшествие?  И это теперь повторяется из полета в полет. Надеюсь, она все еще верит. Мне это очень важно.

Прошлый раз, когда я улетал, мои девочки сняли ироническую зарисовку про своего папашу. Я каждое воскресенье это просматривал там. Так тепло и хорошо от этого становилось, не представляешь.

Они мне письма всегда передают на МКС. Я  все храню. Как-то  одно письмо потерялось, улетело куда-то. Это же МКС, далеко все равно не улетит,  Саша Калери нашел моё письмо и привез его потом. Маленькая Леночка мне игрушки какие-то делала, передавала, все храню. Возвращаюсь домой со всеми подарками, это же мои бесценные сокровища.

Как можно рассказать про жизнь в космосе? Ну, как? Теория есть теория. Это как читать про любовь и почувствовать ее, или читать про дуновение ветра, про запах моря и стоять у моря, и ощущать бриз, морские брызги в лицо и видеть этот закат

Я первый раз, когда полетел, очень нервничал, переживал, был зажат. В космосе не так-то просто адаптироваться. Вот, например, нельзя смотреть в иллюминатор сразу - такое чувство охватывает бешеное, словно ты в бездну проваливаешься, так что надо  сначала чуть -чуть заглянуть, потом еще, и только когда привыкнешь можно по-настоящему насладиться всей красотой. Я всегда делаю там много фотографий, потом выставки организую, я просто решил, что это все должны увидеть. Стать космонавтом не все могут, но все должны увидеть, как прекрасна наша планета. Ты смотришь на Землю и понимаешь, что это твой дом, а вокруг чёрная бездна. И ты думаешь, может мы и правда единственные во вселенной, уникальные, и этот шарик - наш дом и другого дома не будет. И очень важно его сохранить для детей. И каждый полет ты видишь, как твой дом меняется и не всегда в лучшую сторону. Один астронавт сказал, что каждый из нас улетает в космос патриотом своей страны, а возвращается патриотом Земли.

В конце концов все мы, космонавты, летим на одном большом корабле и имя ему – Земля, просто мы совершаем один оборот вокруг Солнца за год, а когда ты на МКС то вокруг Земли и 16 оборотов в день

Человек враг всему живому, мало того, что сам страдает, так еще и других существ  в космос тащат. У нас тут паук жил. Он плел каждый день паутину, мы ее фотографировали и ломали, знаете, у паука, как и у космонавтов, поехала крыша. Он что-то невероятное плел и только на шестой день сплел то, что более или менее на паутину похоже. У американцев мышиный дом был и там взрослые дяди собирались и наблюдали, как в космосе летают мыши, интересно.

Ты только представь: там все время ходишь вниз головой. Вот в космосе именно такое чувство. И спишь так. "Каждый приличный человек должен хотя бы раз в жизни поспать на потолке, -  говорил мой друг,- но только космонавты смогут это осуществить". В космосе мы же, по-сути, стоя спим . Просто становишься -ложишься, закрываешь глаза и спишь. Когда спишь на голове,  упереться во что-то надо. Если темечко чувствует упор, то тело ориентируется даже во сне, и ты спишь прекрасно. А вот если засыпать без опоры, ты сразу просыпаешься. Человеку нужно чувство опоры, он  родился в мире, где есть опора, если ты ее лишаешься, то тело начинает ее искать.  Понимаешь, да о чем я? Это же не только физика. И вот создал иллюзию опоры - темечко уперлось во что-то и все, можно нормально спать, и даже ты переворачиваешься с боку на бок и спать на боку, хотя, все равно в воздухе висишь, а словно лежишь. Иллюзия. 

На МКС мы тоже очень ценим «аромат общения».  Хотя бы раз в неделю весь экипаж собирается вместе. Один вечер в российском сегменте, один в американском. У нас ведь как: вверх от нашего модуля полетишь - в исследовательский модуль попадешь, прямо пойдешь к американсцам попадешь, а там направо  -  европейцы, налево - японцы. Все рядом
В космосе на самом деле не так довлеет усталость физическая, как тоска по дому.  У человека не может же быть настроение каждый день одно и тоже, ты говоришь с родными и понимаешь, что что-то случилось. А тебе не говорят, жалеют,  и помочь ты не можешь. Это всегда тяжело. Я когда вернулся с первого полета, младшей дочке, Леночке, меньше годика было. Отвечая на вопрос «Где папа?», она  показывала на телевизор, а меня называла дядей.  

Иногда так  сидишь в каюте, Москва сбоку, а она всегда сбоку, на севере, ты смотришь на часы, понимаешь, что твои вот сейчас чай пьют, а тебя там нет. И так хочется к ним, и чтоб чашку можно было поставить, именно поставить на стол, и  она не улетела. 

Любое странствие должно заканчиваться дома. И это самое главное, чтобы куда бы ты не ушел, тебя ждали и, чтоб ты знал, что тебя ждут, чтоб не возвращался в пустой и холодный дом.  И я вернусь, дома первое время за мной все будут ухаживать, а потом я отойду, сам стану ухаживать за своими девочками и это самое дорогое, что есть в моей жизни"



Комментариев нет:

Отправить комментарий