пятница, 28 ноября 2014 г.

Про любовь доброго писателя



Через плотный  дым сигарет прорывались его рассказы. Прокуренная кухня, пиво, кубанская таранка и десятки захватывающих баек. Добрейший из встреченных мною людей рассказывал про жизнь, а я жадно внимала и грелась в его доброте.

Писатель Георгий Садовников, это по его книге «Иду  к людям» потом сняли народный фильм «Большая  перемена» спокойный и тихий, ни на кого не жалуется, ни кого не клянет. Хотя, жизнь била нещадно, он улыбается, и внезапно предлагает сделать мне регистрацию в Москве просто так, ну, если она мне нужна. Или назначить своим научным секретарем, если нужна запись в трудовой. Он знает, что мир сейчас жесток  и не везде оформляют официально на работу. А писателям положено секретаря иметь, и он может помочь. Я его не просила, просто он сам за меня волнуется. Все-таки одна в Москве. "И маме твоей так спокойней будет..."
С мамой он знаком много лет. С ех пор, когда еще жил в Краснодаре.



Он мальчишкой приехал в наш  город к родителям своего друга. Садовников - сирота, а они его приютили. Там, в  южной столице он закончил университет, а потом работал учителем вечерней школы, о чем и написал в повести "Иду к людям". Партийно-комсомольская элита Кубани сочтет сочинение  неправильным, дискредитирующим советского человека.  А редактор "Нового мира" Александр Твардовский повесть напечатал и спас  писателя.  Но я не про это, я про любовь.













- Я  совсем худеньким был,  невысоким, когда преподавал в вечерней школе. Моими учениками были суровые рабочие, такие крупные и взрослые парни и девушки, старше меня, трудяги заводов и фабрик. Одна ученица, она была бетонщицей, так переживала, что со мной вечером после занятий может что-то случится, что каждый раз  аровила проводить меня домой, а как-то даже чуть через лужу на руках не перенесла. А я ничего сделать не смог с этим. Как противостоять суровой краснодарской бетонщице.

Он рассказывал про нее завораживающе нежно, но это не та, не главная история любви вовсе. Ибо, как известно, ношение мужчин на руках не способствуют развитию длительных любовных отношений.

Любили его. Любил он.  Но про свою любовь в те году он расскажет лет 60 спустя, когда вернется в Краснодар. Он тогда набрался смелости и признался в своей влюбленности в  барышню из университета. Садовников был влюблен безответной и тщательно скрываемо. Скрываемо, ибо при таких обстоятельствах мужчины о чувствах молчат.  По крайне мере, он говорил об этом так, словно никто другой на его месте не мог поступить иначе.

-Ну как я мог за ней начать ухаживать, кружить голову девушке, если жениться не мог.  Какой из меня тогда мог быть муж. .... Я был просто нищим. А она такая.... Нет, я никак не мог.

А потом я стал писателем. Жизнь наладилась. Но она уже вышла замуж за другого.
И вот потом еще в молодости я был до безумия влюблен два раза. И так выходило, что два раза те, кого я любил,  с кем я был, выходили замуж за других. Причем совершенно внезапно.

Свое кровоточащее сердце, он защищал как мог. Лимит переносимых предательств был исчерпан. Снова любить не хотелось. Недоверие к женщинам не вернулось и когда он уже был известным писателем, жил в Москве. А потом в его жизни случилась Она.

"Мы познакомились с Ирой в ЦДЛ, где она была с подругой. И как-то так мне запомнилась. Я смог найти телефон только её подруги. Позвонил и честно признался, что Ира мне очень нравится и попросил уже её телефон. Я тогда  так не хотел никаких серьезных отношений, так не хотел влюбляться и чтобы от меня чего-то ждали, чего-то требовали, что всем рассказывал, что  женат. Чтобы никаких  надежд, иллюзий девушки не питали. Я врал, что женат на краснодарской актрисе. Ира верила. По делам часто в Краснодар летал, так что версия вполне убедительная была"

Мальчика, который боялся начать ухаживать без серьезных намерений, больше не было. Был раненный мужчина, боявшийся обязательств. Прошло много месяцев, пока случайно не произошел глобальный прокол.  В гостях у писателя, если я не ошибаюсь у Василия Аксенова, Ира на кухне сообщила, жене писателя, что Садовников собирается в Краснодар к жене.  Супруга Аксенова засмеялась и сказала, что та актриса просто друг Садовникова, а никакая не жена. И что единственная женщина в его жизни сама Ира. В общем, сдала.

"-И вот как-то провожаю я Иру домой, а она вдруг: "Слушай, нам надо расстаться". Я и опешил:
-Как так? Почему?
-Ну, у меня ребенок, я все-таки семью хочу. Надоело мне так бегать. Меня вот парикмахер Василий замуж зовет. Пожалуй, соглашусь.
-Какой Василий? Какой парикмахер? Я тоже тебя замуж может зову!

Просыпаюсь я утром. Паника. Что ж я наделал! Кажется перепил, что-то лишнее сболтнул. Вспоминаю, напрягаюсь .... Ой. Решил, вот позвоню ей и аккуратно расскажу, что ошибка вышла, сгоряча сболтнул. Ну, она же у меня умная, все поймет. И пока я собирался с мыслями, она сама позвонила:
-Слушай, ты вчера не совсем трезв был. Сгоряча наговорил, замуж меня звал.  Я все понимаю. Давай забудем?
И тут я как вспылил. Мужская гордость взыграла.
-Знаешь, я такие слова на ветер не бросаю! Раз я сказал, значит так оно и есть!

Так мы и поженились. И, знаешь, как я счастлив был с Ирой. А вот с теми барышнями, что  меня бросили, мы  много лет спустя потом общались, так вышло. Вот так хорошо помню, как обедал я с одной из них и думал: «Как же хорошо, что ты тогда за меня замуж не вышла. Как же мне с тобой тяжело было бы. Разные мы очень. А вот со своей женой я по-настоящему счастлив».       
                                                           

Комментариев нет:

Отправить комментарий